Русский  
   
 
   
 
 

 

         
   

Иконография

   
         
         
         
 
Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней РусиСветлана ЛипатоваУспение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней РусиПраздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.
 
Некоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»Виктор КутковойНекоторые богословские затруднения в понимании иконы преподобного Андрея Рублева «Святая Троица»Если бесполезно определять на рублевской иконе «Святая Троица» то или иное «Божественное Лицо», то зачем Рублев изобразил Ангелов в разных одеждах? Писали же их многие предшественники изографа именно одинаковыми. Но тут средний Ангел изображен в канонических одеждах Христа. Почему?
 
Смысловые особенности цвета в иконе «Святая Троица» преподобного Андрея РублеваВиктор КутковойСмысловые особенности цвета в иконе «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева21 декабря 2010 года в Государственной Третьяковской галерее открываетя выставка «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника». В экспозиции впервые собраны вместе сравнительно немногочисленные, но исключительные по художественному качеству произведения, которые традиционно связываются с именем преподобного Андрея Рублёва или могли быть созданы в его ближайшем окружении.
 
Православие и иконопочитаниеСергий ГоворунПравославие и иконопочитаниеИтак, почему Церковь начала праздновать Торжество Православия в связи со своей победой именно над иконоборчеством, а не какой-либо другой ересью. Ответ, на наш взгляд, состоит в том, что иконопочитание и Православие не могут мыслиться друг без друга, но являются одним целым. Иконопочитание – лишь одно из имен Православия.
 
О проблемах написания икон новопрославленных святых воиновВиктор КутковойО проблемах написания икон новопрославленных святых воиновВ иконе нет ничего преходящего, в ней установлена тесная связь категорий здесь-теперь и вне-здесь-теперь. В моленном образе все непреложно и должно быть онтологической правдой; икона призвана создавать молитвенный настрой, а не вызывать некий патриотический пафос, как вызывает парадный портрет из галереи национальных героев. А на иконе праведного Феодора Ушакова мы видим «бутафорию» – святого в парике.
 
«Днесь блажат тя мира концы…»Диакон Георгий Малков«Днесь блажат тя мира концы…»Святой Георгий Победоносец и его почитание на РусиПочитание святого Георгия-Егория Русью отличалось удивительной разносторонностью. И если для князей он оставался преимущественно воином-патроном, то для простых крестьян праздники в честь великомученика являлись своеобразными вехами в сельском труде. Так, на «весеннего Георгия» в первый раз выгоняли в поле скот; во многих деревнях такой обычай не забывается и поныне: и сейчас нередко хозяева приглашают в этот день священника отслужить молебен с водосвятием, а затем окропить всю домашнюю живность перед ее выгоном на пастбище святою водой
   
«Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий»На выставке церковного монументального искусства «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» были представлены итоги пятнадцатилетней работы современных живописцев – преподавателей и выпускников факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
   
Настенное богословиеНастенное богословиеБеседа с художником Евгением МаксимовымКогда пишешь, молитва читается очень легко. Первый раз я это попробовал практиковать, когда расписывал соборы в Оптиной пустыни. А когда Спасителя пишешь, можешь читать Иисусову молитву бесконечно – и фреска пишется как бы сама собой. То же самое я за собой заметил и на Афоне. Не случайно там так заведено: ты приехал, три дня помолился, исповедался, причастился – и только потом за работу. Тогда у тебя все пойдет как по маслу. А в суете вообще все не клеится.
 
Росписи алтарной части собора московского Сретенского монастыря 1707 годаСветлана ЛипатоваРосписи алтарной части собора московского Сретенского монастыря 1707 годаМонашеская тема, заявленная в центральной алтарной композиции и в образах особо чтимых преподобных, получила свое продолжение в росписи четверика, где в простенках окон второго света размещена обширная галерея святых монахов. Значительную роль в составе росписи алтаря играют образы предстоятелей Русской Православной Церкви – митрополитов и патриархов, что делает эту роспись уникальной.
 
   
Иконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней РусиСветлана ЛипатоваИконография Рождества Христова в искусстве Византии и Древней РусиИконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание. Иконописцы с благоговением относились к образам Рождества Христова. Им важно было не только представить евангельскую сцену «исторически», в соответствии с церковным преданием, но и наполнить ее глубоким символическим содержанием, присущим иконе.
 
Многоголосая симфония современной иконописиВасилий ПисаревскийМногоголосая симфония современной иконописиНа выставке современной иконы «Свет Троицы» в галерее Московского союза художников, что на Кузнецком мосту, представлено более 100 работ лучших московских мастеров: иконы, скульптура, ручное шитье, предметы декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Все они сливаются в многоголосую симфонию современного храмового искусства, где, однако, каждый голос слышен и неповторим.
   
Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 1Валерий ЛепахинИконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси.«В Россию можно только верить» — сказал однажды Тютчев. Поэт имел в виду не только историческую Россию, но и ее давний идеал Святой Руси. Действительно ли ум должен здесь сдаться, поскольку ему нечего сказать о Святой Руси? Данная статья посвящена уточнению самого понятия «Святая Русь», ведь почти все писавшие о Святой Руси вкладывали в это словосочетание свое содержание, особый смысл, вносили в него дополнительные оттенки — религиозные, философские, историософские, поэтические и даже обыденные.
 
   
Воинство в древнерусской литературе и иконописи. Часть 1Валерий ЛепахинВоинство в древнерусской литературе и иконописи.На Руси издавна особый почет был воину, чье подвижническое служение сравнивалось с монашеским. Не напрасно «ратай» – и воин, ратник, и поборник веры Христовой. О развитии представлений о военном деле и образе воина можно проследить по древнерусской литературе и иконописи.
 
 
О некоторых концептуальных приемах личного письма в древней иконописиВиктор КутковойО некоторых концептуальных приемах личного письма в древней иконописиКрасота Приснодевы есть катафатический путь постижения «высшей красоты, украшающей оба мира»; «некрасивость» Младенца – путь апофатический. С точки зрения психологии, «некрасивость» в зародыше убивает всякую сусальность, то есть нездоровую чувственную красоту, и действует в качестве визуального акцента. А на иконе она оборачивается христоцентризмом.
   
Семейная икона в истории и семья в истории иконыВиктор КутковойСемейная икона в истории и семья в истории иконыСемья на иконах изображается не c бытовой ее стороны, тема богообщения здесь – главная. Иконы показывают молящемуся, что семейные ценности заключены не просто в хороших человеческих взаимоотношениях, а, напротив, глубокие человеческие взаимоотношения возникают исключительно из взаимоотношений с Богом и через Бога.
   
Русский «образ», греческая «икона» и западный «имидж»Александр МоторинРусский «образ», греческая «икона» и западный «имидж»Если усвоенное Западом магическое миропонимание определяет творчество через ту силу, которая его производит, причем сила эта безликая, и кто ею обладает, тот и мнится богом, то православно-славянское восприятие смещает внимание на саму сущность творимого бытия как со-бытия и со-общения, в котором выясняется принадлежность творческой силы исключительно Пресвятой Троице. Слово «образ» и обозначает явленную осуществленность взаимодействия внутреннего мира человеческой души, внешнего окружающего нас мира и Самого Бога.
 
   
Покров Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Древней РусиСветлана ЛипатоваПокров Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Древней РусиАргументы о русском происхождении праздника Покрова Пресвятой Богородицы достаточно убедительны, но единого мнения о месте его возникновения нет. Традиционно принято связывать начало почитания Покрова на Руси с владимиро-суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. Тем не менее, прозвучавшая еще в дореволюционной литературе гипотеза об установлении праздника в первой половине XII веке в Киеве поддерживается в ряде публикаций и в наши дни.
 
   
Общество «Икона» в ПарижеАнна НиколаеваОбщество «Икона» в ПарижеОбщество «Икона» было создано в 1927 году в Париже по инициативе Владимира Павловича Рябушинского с целью распространения знаний о русской иконе, как в русском, так и во французском обществе. Но постепенно деятельность Общества переросла эти рамки и приобрела общекультурное значение.