Русский  
   
 
   
 
 

 

           
   

Православная философия

     
           
           
   

- Лосский В. Н. Божественный свет

     
    - О пределах человеческого познания, или Реальность и ее модели      
    - Легкомыслие как нравственный выбор (на материале Русской Философии)      
   

 

     
 
«Блудный сын» русской философииДиакон Димитрий Цыплаков«Блудный сын» русской философииДля «славянофилов» он «оголтелый западник», для «западников» он чересчур «славянофил», да и вообще не верит в идею прогресса. Для «борцов за чистоту Православия» он «экуменист» и вообще «криптокатолик». А для интеллигентов он «чересчур религиозен в традиционном смысле». Одним словом, Соловьева все пытаются если не осудить, то как-то «поправить».
 
 
Вернуться к софиологии?25 марта в Православном Свято-Тихоновском университете прошла презентация монографии преподавателя кафедры философии богословского факультета, кандидата философских наук, доцента Натальи Анатольевны Вагановой «Софиология протоиерея Сергия Булгакова». Эта книга вышла в прошлом году, и ее первый тираж был уже полностью распродан.
 
 
Романтическая любовьВосхождение к истине. Символ как ступеньВ герменевтике, где библейский символизм – один из герменевтических принципов Священного Писания, среди разных направлений мысли ломаются копья о том, что есть понимание Писания? Где искать истину: в плоскости личных отношений Бога и человека или в боговдохновенной, но формальной передаче истины в концептуальных словах, образах и символах? О значении символа в Священном Писании рассуждает иеромонах Иона (Кудряков).
 
 
Грех как онтологическая девиацияАлександр Александрович БлудВоцерковление философииКандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины Александр Александрович Блуд обращается к понятиям истинной христианской философии и истинного богословия, как его понимали святые отцы, и поднимает проблему необходимости религиозного соотнесения философии. Публикуемый материал был представлен как доклад на Вторых Покровских чтениях (Киев).
 
 
ИконостасП.А. ФлоренскийИконостасФлоренский Павел Александрович - выдающийся русский религиозный философ, ученый, инженер, священник и богослов. Он считал своей задачей создание пути к будущему цельному теоцентричному мировоззрению, в котором будут соединены вера и разум. В данный том включены работы философа, представляющие интерес для самого широкого круга читателей.
 
 
Пути русского богословияПротоиерей Георгий ФлоровскийПути русского богословияПротоиерей Георгий Флоровский - русский православный богослов и историк. Автор трудов по патристике, византийскому богословию IV-VIII веков, истории русского религиозного сознания. Его книги "Восточные отцы четвертого века", "Византийские отцы" и "Пути русского богословия" - итог многолетней работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и заканчивая нашей эпохой.
"Пути русского богословия" - это монументальный труд, который может служить основным библиографическим справочником по истории духовной культуры в России.
 
 
Православная апологетикаИван АндреевПравославная апологетикаПрофессор Иван Михайлович Андреев (1894–1976), известный филолог и богослов нашего времени, человек нелегкой судьбы, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии Русской Православной Церкви Заграницей в Джорданвилле, США. Он был автором целого ряда книг, в частности «Православно-христианская апологетика», «Очерки по истории русской литературы XIX века», «Православно-христианское нравственное богословие» и других. В книге представлено конспективное изложение лекций профессора И.М.Андреева по православной апологетике.
 
 
Православная апологетика. Иван АндреевПравославная апологетика.Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.
 
 
Грех как онтологическая девиацияАндрей АнисинГрех как онтологическая девиацияДевиантность в контексте философских размышлений о человеке означает не только отклоняющееся поведение на внешнем социальном уровне, но и – прежде всего – отклонение человека от полноты своей человечности. И в наиболее глубоком смысле девиантность человека означает уклонение от образа Божьего. Норма в этом предельно глубоком смысле есть святость, то есть собирание и просветление человеческой личностью сил и способностей своей природы через верность призванию свыше, через согласование своей жизни с Божьим замыслом о ней.
 
 
Учение Ильина о грядущей РоссииЮрий Лисица, Ольга ЛисицаУчение Ильина о грядущей РоссииВсе творчество Ильина удивительно цельно и последовательно. Его энциклопедичность, обширность и глубина требуют значительного объема для своего освещения. Однако одна тема никак не может быть опущена. Это тема России. Ильин сделал Россию философским предметом для постижения и духовным понятием. Его «Три речи о России» — это беспримерная песнь своей Родине и своему народу. Причем Ильин исследовал и описывал не только положительные и восхитительные стороны своего предмета, но с горечью отмечал и анализировал недостатки и исторические провалы русского народа и русского государства.
 
 
О русской идееИван ИльинО русской идееЕсли нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле — продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею.
 
 
О совестиИван ИльинО совестиИтак, без всяких предвзятых решений, без всяких оговорок, «условий», уклонений и «резерваций» я встану таким, каков я есмь, перед лицом совести: с тем, чтобы в данный конкретный миг моей личной жизни, «сейчас» и «здесь» — внять ее голосу, отдаться ее зову и совершить поступок из глубины моего сердца; я спрошу, как мне поступить, чтобы сейчас и здесь осуществить христиански лучшее, совершенное перед лицом Христа Спасителя?..
 
 
Рождение философии у древа искушенияАрхимандрит Рафаил (Карелин)Рождение философии у древа искушенияВ книге Бытия дана как бы в закодированной форме будущая история человеческой мысли в ее главных и основополагающих направлениях. Человек сотворен по образу Божьему. Образ не единосущен с Первообразом; он является как бы его отблеском, некой потенцией с заданной целью, которую надо осуществить. Здесь гармония и различие между Божеством и человеком.
 
 
Дискретное время в антропологии: исихастский опыт Сержантов Павел, диаконДискретное время в антропологии: исихастский опыт Автор рассматривая мистико-аскетический опыт исихастов и отражающую его синергийную антропологию выделяет различный временной статус событий.
 
 
Иконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси. Часть 1Валерий ЛепахинИконичный образ святости: пространственные, временные, религиозные и историософские категории Святой Руси.«В Россию можно только верить» — сказал однажды Тютчев. Поэт имел в виду не только историческую Россию, но и ее давний идеал Святой Руси. Действительно ли ум должен здесь сдаться, поскольку ему нечего сказать о Святой Руси? Данная статья посвящена уточнению самого понятия «Святая Русь», ведь почти все писавшие о Святой Руси вкладывали в это словосочетание свое содержание, особый смысл, вносили в него дополнительные оттенки — религиозные, философские, историософские, поэтические и даже обыденные.
 
 

Богословская концепция света и Туринская ПлащаницаПротоиерей Кирилл КопейкинБогословская концепция света и Туринская ПлащаницаВетхозаветное Откровение повествует о явлениях Божиих в свете и пламени: в купине неопалимой, в явлении Моисею на Синае, в столпе огненном, в вознесении Илии. Явление этого света - «явление страшное и невыносимое для твари, ибо оно было внешним, чуждым человеческой природе до Христа и вне Церкви»: «Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его. Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет» (Пс 96.3-4). Во времена новозаветные Свет пришел в мир как свете тихiй – утешный.