Русский  
   
 
   
 
 

 

           
   

Старчество

     
           
           
   

- Образ истинного старца (по учению прп. Зосимы (Верховского))

     
    - Православные старцы XX века      
    - Письма Валаамского старца.      
           
 
Чем святой отличается от «чудотворца»-оккультистаВалерий ДуханинЧем святой отличается от «чудотворца»-оккультистаСвятые раскрывают в себе не таинственные способности, а образ Христа, являя те духовные добродетели, к которым призывается в Евангелии каждый христианин. Их жизнь – уподобление Богу по нравственной чистоте и праведности. И сверхъестественные способности святых давались Богом в ответ на любовь к Нему, давались как дар, который не может использоваться в корыстных целях, но только для большего служения Богу в мире людей.
 
 
Из чего рождается смирение и какова его пользаАрхимандрит Клеопа (Илие)Из чего рождается смирение и какова его пользаСмирение приносит столь многоразличную пользу. Оно одно, и без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного. Смирение – это единственная добродетель, которой не могут подражать бесы. Оно есть источник самоуничижения, которое хранит человека от падений. Смирение имеет силу собирать сердце наше в страх Божий и не давать ему парить в губительной гордости.
 
 

О снах и виденияхАрхимандрит Клеопа (Илие)О снах и виденияхЯ все время слышу о том, что в миру появились люди, сподобившиеся от Господа небесных видений, и что некоторые сподобились видеть ангелов света, Божию Матерь и Самого Спасителя. И когда я слышу об этом, то сильно скорблю, потому что вот уже столько лет, с самого детства, я тружусь на послушании в монастыре и нисколько не преуспел в духовном, ибо Господь ни разу не сподобил меня ни одного видения.

 
 
Памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года)Памяти старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина, † 5 февраля 2006 года)
 
 
Преосвященнейший послушник. Часть 1Архимандрит Тихон (Шевкунов)Преосвященнейший послушник. Часть 1Идем мы с Владыкой Василием по Москве. Дождливый, прескверный день. Мы куда-то спешим. И вдруг Владыку останавливает бабулька с авоськой. – Ба-атюшка!.. – дребезжит она своим старческим голосом, не зная, конечно, что перед ней никакой не батюшка, а целый епископ, да еще из Америки. – Батюшка, хоть ты мне помоги – освяти комнату! Я уж третий год нашего отца Ивана прошу, а он все нейдет! Может, смилостивишься, освятишь, а?
 
     
 
Преосвященнейший послушник. Часть 2Архимандрит Тихон (Шевкунов)Преосвященнейший послушник. Часть 2Когда же все увидели, что старого батюшку с загипсованной ногой пытаются засунуть в «черный воронок», разъяренный народ бросился защищать Владыку: – Начинается!!! Уже священников арестовывают! Не отдадим батюшку! Стеной станем за него! – Нет, нет! – в отчаянии кричал Владыка, отбиваясь от своих спасителей. – Отпустите меня, пожалуйста! Я хочу на Лубянку!
 
 
Старец Порфирий об ошибках в отношениях с духовным отцомСтарец Порфирий об ошибках в отношениях с духовным отцомСтарец удивил меня, сказав об одном человеке: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго». В первый раз я услышал, как старец Порфирий открыто говорит о духовной ошибке. Он хотел показать мне еще один пример обольщения диаволом христиан. И это заставило меня понять, что мотивом послушания для человека иногда служит удовлетворение собственного эго.
 
 
Отец СимеонАлександр БогатыревОтец СимеонДаже в последние годы – а отец Симеон (Нестеренко) прожил 90 лет, – когда из-за тяжелейшей болезни и нескольких перенесенных инсультов он не мог, как прежде, беседовать с посетителями, люди приезжали к нему, чтобы просто побыть рядом, рассказать ему, немощному, о своих немощах и бедах и уйти умиротворенными и успокоенными. До последнего вздоха старец молился о своих духовных чадах и гибнущем в грехах и пороках мире.
 
 
Патриарх Сербский Павел: «Будем людьми!»Патриарх Сербский Павел: «Будем людьми!»Жизнь Патриарха Павла Сербского удивительна. Еще при жизни многие называли его настоящим подвижником и молитвенником, любвеобильным пастырем и свидетелем Христовой любви. Но поразительнее всего в нем не подвижничество само по себе, а невероятное сочетание его поистине евангельской святости с тем служением, которое выпало ему нести. Ему достался тяжелейший крест возглавить Сербскую Церковь в годы катастрофического распада Югославии, в годы жестокой межнациональной розни и сражений «всех против всех».
 
 
Подлинность и КрасотаСвященник Александр ШумскийПодлинность и КрасотаЯ увидел идущего навстречу дорогого нашего владыку Иоанна в подряснике, легком пальто, в скуфье, с небольшим саквояжем в руке. Был он один, без всякого сопровождения, и явно наслаждался неспешной прогулкой в сторону нашего храма... Я сложил руки для получения благословения, владыка благословил меня, ничего не сказал, лишь посмотрел своими лучистыми, добрыми улыбающимися глазами.
 
 
Здесь служил отец Серафим (Тяпочкин)Александр БогатыревЗдесь служил отец Серафим (Тяпочкин)Отец Серафим после заключения и ссылки был направлен в один из самых глухих приходов Белгородчины. Храм был в страшном состоянии, но батюшка сразу же приступил к службе. Первое время на литургии не было ни одного человека. Но он не только не сокращал службы, но еще и проповеди говорил после литургии. Об этом рассказал односельчанам случайно забредший в храм человек. Земляки решили посмотреть на чудака-священника. А посмотрев, уже не покидали храма и образовали дружный приход.
 
 
Я видел святого человека. <BR>О духовниках и старце Иоанне (Крестьянкине)Ольга РожнёваЯ видел святого человека.
О духовниках и старце Иоанне (Крестьянкине)
«На одной из встреч мы с моим знакомым священником сидели у ног отца Иоанна (Крестьянкина). Мой знакомый – по правую сторону, а я – по левую. И у меня было ощущение – мир в душе, радость. Никаких помыслов тревожных, ни беспокойства, ни заботы о будущем. Я теперь понимаю апостолов, которые хотели остаться там, на Фаворе, рядом с Господом. Я чувствовал то же самое рядом с отцом Иоанном. Это был мой духовный Фавор».
 
 
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) как лекарь от современных соблазновЮрий МаксимовАрхимандрит Иоанн (Крестьянкин) как лекарь от современных соблазновПротивоядием от всех современных заблуждений отец Иоанн считал искреннее доверие Богу и любовь к Его Церкви: «Ни одному, пусть и кажущемуся достойной жизни человеку, ни группе лиц единомысленных, ни снам, ни видениям, а Церкви – гласу Церкви – веру имеем… Церковь по обетованию Спасителя будет жить и совершать свое служение великое и спасительное до последнего дня жизни мира, а потому глас Церкви через ее канонически правое священноначалие для нас – глас Божий».
 
 
Век архимандрита Иоанна (Крестьянкина)Анастасия ГорюноваВек архимандрита Иоанна (Крестьянкина)Удивительным было служение отцом Иоанном Божественной литургии. Он разговаривал с живым Богом. В живом присутствии Бога батюшка длительное время читал записки, поминал живых и ушедших, всех, кого за долгую жизнь вместило его любящее сердце. Отец Иоанн поминал, а вокруг слышался ропот: затягивает богослужение. Отец Иоанн проповедовал, и каждое слово его звенело живым чувством сердца, а вокруг опять ропот: затягивает богослужение.
 
 
Старица ДосифеяИнокиня Илария (Харченко)Старица Досифея17 февраля 2010 года исполняется 200 лет со дня преставления монахини Досифеи (принцессы Августы Таракановой; 1745–1810) – насельницы московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Духовное мужество в смиренном принятии внезапной перемены судьбы, полное отречение от мирской власти и от мира, полная отдача себя воле Божией, хождение крестным путем до конца и обретение на этом пути свободы и святости – все это явила преподобная старица Досифея в полноте.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 1. Постановка проблемы О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 2. В поисках определения О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 3. Духовное руководство как элемент христианского аскетизма О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 4. Кто может быть старцем? О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 5. Старец и ученик О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
   
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 6. Когда старчество появилось на Руси? О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 7. Русское старчество XIX века: новое или святоотеческое? О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.
 
 
Беглов, Алексей ЛьвовичвСтарчество в церковной традиции. Часть 8. Приходские священники — пастыри или старцы? О месте старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви.